Компанию 3M знают во всем мире. Ей уже более 100 лет. За это время американский гигант, начинавший свою деятельность, как горнодобывающая компания Миннесоты сумел превратиться в многопрофильную компанию с целым рядом по-настоящему революционных продуктов, изменивших мир, и структурой, прививающей инициативу сотрудникам и способствующей тому, что они создают новые инновационные продукты (например, одним из детищ 3M является Скотч).

Чем знамениты?

А начиналось все для компании далеко не так безоблачно как может показаться. Первые годы она вообще еле держалась на плаву. А все дело в том, что основанная пятью соучредителями компания Minnesota Mining & Manufactoring Company по задумке основателей должна была заниматься разработкой местных корундовых месторождений. Они полагали, что будут добывать руду, а позднее делать на ее основе приспособления для шлифовки. Увы, местная руда совершенно не подходила для этого. Все на что она годилась – так это для наждачки. Кто же тогда знал, что это будет золотое дно для 3M?

Шлифовальное средство Three-M-Ite, разработанное при участии легендарного для компании управленца Уильяма Мак-Найта стало настоящим хитом для компании, которого бы хватило для ее безбедного существования на протяжении многих десятков лет. Но сидеть сложа руки в компании было не принято.

Так, уже в 1925 году молодой сотрудник 3M по имени Ричард Дрю создал знаменитый скотч (клейкую ленту). Это произошло совершенно случайно. Он был отправлен по делу в автопокрасочную мастерскую, где должен был узнать мнения ее сотрудников о продукции 3M. Но там Ричард загорелся идеей решить проблему, которую перед ним поставил один рабочий – как разделять части машины, в том случае если ее приходится красить несколькими цветами? Все делалось на глаз. И это было явно неудобно. Дрю отправился в исследовательскую лабораторию 3M, но так и не нашел там подходящего приспособления. Это стало началом его работы над скотчем, который уже скоро был опробован в автомастерской. А спустя годы другой изобретатель создал катушку, которая позволяла пользоваться скотчем без ножниц. И все это произошло внутри компании 3M.

Еще интереснее обратить внимание на историю открытия липких заметок (Post-it-Notes). Изначально их вообще не хотели принимать руководители компании, так как не видели практической пользы. А сегодня мы не можем себе даже представить мир без этого изобретения. Настолько оно кажется обыденным. А ведь это всего два крупных изобретения из огромного количества других инновационных продуктов, созданных в рамках 3M. Перечислять можно до бесконечности. Но это не входит в мою задачу. Лучше давайте разберемся с тем, как 3M удалось создать структуру, способствующую проявлению огромной инициативы со стороны сотрудников. Способствующей тому, что они создавали столь важные продукты.

Принципы управления

Столь сильной структурой, позволившей компании постоянно быть на пике инноваций 3M во многом обязана Уильяму Мак-Найту, гениальном управленцу, создавшему атмосферу творчества в компании. Итак, каких же принципов управления придерживался этот человек, что позволило сделать из небольшой локальной компании транснациональную корпорацию с организацией труда, которую изучают в лучших вузах мира? Попробуем перечислить самые важные моменты:

1) Нанимайте правильных людей и не мешайте им

Мак-Найт полагал, что нужно искать сотрудников, которые действительно могут принести пользу компании и при этом не мешать им, предоставив определенную свободу. Он был противником системы слежения за сотрудниками и четким контролем каждого действия своих подчиненных. Мак-Найт считал, что инновации могут создаваться только в компании с определенной свободой. И он предоставил ее своим сотрудникам.

2) Все идеи следует выслушивать

В 3M сотрудники могли делиться своими идеями по тому или иному вопросу. Руководство всегда было открыто, и каждый сотрудник имел право высказаться. Любая идея заслуживала внимания. Сегодня нам кажется такой подход нормой (хотя и применяется он далеко не во всех компаниях), но тогда это была настоящая управленческая инновация (напомню, что речь идет о первой половине XX века).

3) Инициатива приветствуется, а за провалы не наказывают

Проблемой того времени (да и сейчас это встречается в некоторых компаниях) было то, что за инициативу могли наказать. В том случае, если человек, предложивший что-то, потом проваливал этот проект. В 3M отказались от этой практики. Любая инициатива приветствовалась. Если что-то не удавалось, то это только означало, что эта идея не подходящая. И ее больше не следует использовать.

4) Правило 25%

Согласно этому правилу каждое подразделение компании должно было генерировать порядка 25% от общего дохода компании. Это важный момент. Все дело в том, что он стимулировал подразделения компании создавать новую продукцию в больших количествах.

5) 15% времени на проекты, которые интересны сотруднику

Это, конечно, не правило Google, согласно которому сотрудник может тратить один день в неделю на свои проекты, но все же. 15% своего рабочего времени сотрудники 3M должны были тратить на проекты, которые были интересны им. Это определенная свобода творчества (данное правило относилось только к техническим специалистам).

6) Возможности карьерного роста

С карьерным ростом в компании все было достаточно просто. Если сотрудник предлагал какой-то инновационный проект или просто интересную идею, то его могли назначить ответственным за этот проект, то есть просто повысить до управленца.

7) Даже топ-менеджеры могут быть учеными

Впрочем, если сотрудник становился крупным руководителем, но хотел посвящать себя исследовательской работе, он вполне мог этим заниматься, продолжая занимать старое место, но формально числясь топ-менеджером.

8) Не стоит придираться к сотрудникам. Лучше дать им возможность довести даже самую оригинальную идею до исполнения

Здесь все просто. Мы опять приходим к свободе, которую Мак-Найт хотел обеспечить своим сотрудникам.

Итак, что можно сказать в итоге? Нужно нанять хорошего сотрудника, дать ему свободу, предоставить возможность озвучивать любые идеи и не наказывать за инициативу. Даже провальную. Такой подход к управлению привел компанию 3M ко многим открытиям. Возможно, он поможет и вам…