Стэнфордский тюремный эксперимент является одним из самых известных исследований в социальной психологии. Он позволил психологам ответить на несколько вопросов: может ли порядочный человек совершать зло, что может заставить его пойти на это, и зависит ли это от ситуации, в которой он оказался? Определяют ли ситуации людское поведение? Может ли человек вжиться в какую-то роль, если она будет одобрена авторитетами свыше?

Итак, для того, чтобы понять, в чем суть данного эксперимента, давайте рассмотрим его. Он был инициирован в 1971 году знаменитым американским психологом Филиппом Зимбардо. Суть эксперимента заключалась в том, что было отобрано 24 молодых человека (в основном это были студенты колледжей), которые должны были полностью погрузиться в тюремную жизнь. Половина должна была сыграть роль заключенных, а другая – надсмотрщиков.

Эксперимент полностью финансировался военно-морским флотом США. Изначально его цель была достаточно простой – нужно было понять, откуда возникают конфликты в исправительных учреждениях при морской пехоте. Добровольцев для эксперимента удалось найти достаточно быстро. Ежедневно каждый из них получал по 15 долларов (сегодня с учетом инфляции это будет примерно 100 долларов). При этом были отобраны не просто молодые люди, но и достаточно здоровые с физической и психологической точки зрения.

Деление на тюремщиков и заключенных осуществлялось при помощи монетки (кому как повезет). Все участники эксперимента были людьми, которых принято относить к среднему классу. Т.е. это были не ребята с улицы, а молодые люди, уделявшие достаточно времени образованию, и в целом положительные личности в глазах общества. Никто из них не был реальным преступником. Простые люди. Как мы с вами.

Саму тюрьму оборудовали прямо на кафедре Стэнфордского университета. К счастью, денег выделенных военно-морским флотом хватило на то, чтобы сделать это действительно качественно и реалистично (хотя впоследствии Зимбардо хотел перенести эксперимент в настоящую тюрьму, но не получилось).

Кроме молодых людей в эксперименте участвовал сам Филипп Зимбардо и старшекурсник, который помогал ему. Профессору досталась роль надзирателя тюрьмы, но в целом он по минимуму вмешивался в происходящее.

Перед началом эксперимента группа молодых людей, которые должны были изображать заключенных, была просто отправлены домой. Им не нужно было ни к чему готовиться – только ждать, когда их оповестят о начале эксперимента и пригласят для участия в нем. А вот с тюремщиками был проведен целый брифинг, в ходе которого им рассказали о том, что придется делать. А задача была следующей – нужно было создать в заключенных чувство страха, тоски, сделать так, чтобы они полностью оказались во власти системы. Нужно было сделать так, чтобы они почувствовали, что не властны над собой. При этом охранники получили специальную униформу, темные очки и дубинки. Хотя при этом прибегать к откровенному насилию, конечно, было запрещено.

Спустя несколько дней после этого все участники эксперимента, изображавшие заключенных, были задержаны. Это произошло прямо среди ночи. Все они были обвинены в ограблении. При этом в задержании участвовала настоящая полиция, и все было доведено до максимальной степени реалистичности. С «заключенных» снимали отпечатки пальцев, их фотографировали, отчищали от вшей при помощи шланга. Им была выдана достаточно неудобная одежда, которая мешала комфортно передвигаться (это был один из важнейших моментов на начальной стадии, который мешал людям в ориентации).

Естественно, данный эксперимент вряд ли стал бы знаменит, если бы не произошло непредвиденного – он достаточно быстро вышел из под контроля. Уже через пару дней после начала «тюремщики» стали издеваться над «заключенными». Заключенные даже организовали некий бунт, который был быстро подавлен. Дальнейшее еще интереснее – «тюремщики» стали заниматься откровенным садизмом. Они заставляли заключенных мыть туалеты голыми руками, закрывали в шкафу, напрягали их физическими упражнениями, практически не разрешали мыться, пытались даже организовывать потасовки между заключенными. Все это приводило к тому, что эмоциональное состояние «заключенных» стало быстро ухудшаться. Даже Зимбардо не ожидал, что «тюремщики» (обычные люди, а не маргиналы какие-то) поведут себя таким образом.

В целом, уже скоро «заключенные» были полностью подавлены психологически. В то время, как у каждого третьего охранника были замечены по-настоящему садистские наклонности. Здесь особенно интересно то, что они особенно проявлялись ночью. Почему? Сложно ответить, учитывая, что камеры наблюдали за экспериментом круглосуточно. Возможно, некоторая темнота способствовала этому.

Стэнфордский тюремный эксперимент был прерван уже через 6 дней после начала, хотя и был рассчитан на 2 недели. При этом двое заключенных даже были заменены, так как их психологическое состояние оказалось просто удручающим. Интересно, что многие «тюремщики» были крайней расстроены тем, что эксперимент завершили.

Что можно сказать в итоге? Данный эксперимент показал, как на людей действуют социальные роли. «Тюремщики» вели себя ужасно, но никто из них не запротестовал в ходе эксперимента, а продолжал выполнять свою работу. Их роль оправдывала это. Они должны были так себя вести. Кроме того, это поддерживалось свыше. А ситуация людей не очень-то и волновала. Из эксперимента можно сделать несколько выводов важных для менеджмента:

- поведение людей часто определяется ролями, которые они играют;- люди покорно будут выполнять возложенные на них обязанности, если присутствует их одобрение свыше, например, со стороны общества;- сильна власть авторитетов. В данном случае профессора, устроившего эксперимент;

Это самое важное. Присмотритесь к своей повседневной жизни, чтобы найти похожие модели. Они обязательно присутствуют в той или иной мере. Возможно, понимая их, вы сможете гораздо эффективнее управлять, как своим поведением, так и людьми в вашей команде.

P.S.

Стоит отметить, что «Стэнфордский тюремный эксперимент» был прерван только после того, как «тюрьму» посетила студентка Кристина Маслач. Она направилась туда для проведения психологических бесед с участниками эксперимента, но когда увидела все происходящее тут же решила, что стоит принять какие-то меры. Если бы не она, то все бы продолжалось еще 7 дней.

P.P.S.

О влиянии авторитета имеет смысл прочитать про еще один интересный эксперимент, который был устроен профессором Стэнли Милгрэмом. Он был описан еще в книге Роберта Чалдини «Психология влияния».