Для России корпоративные университеты пока еще являются достаточно новым понятием. Первые такие заведения появились в нашей стране в конце 90-х. В мире корпоративные университеты стали набирать популярность в 80-е годы прошлого века. Зачем компаниям понадобилось создавать свои университеты? Попробуем разобраться вместе.

В чем суть?

Корпоративные университеты появились для решения нескольких задач:

- передача знаний от одних сотрудников к другим. То есть это те ситуации, когда тот или иной предмет (или просто лекцию) ведет опытный сотрудник компании;

- удержание сотрудников, за счет повышения их лояльности;

- обучение сотрудников именно тем знаниям, которые будут востребованы компанией. Это очень важный момент, который доказывает основную проблему обычной системы образования, не способной готовить сотрудников для каждой конкретной компании, для ее специфических задач;

- повышение уровня образования сотрудников, увеличение интеллектуального капитала компании;

- какие-то научные исследования на новом уровне. Так, корпоративный университет компании Motorola в свое время разработал систему «6 сигма», применяемую сегодня во всем мире, и изучаемую обычными студентами, которые в будущем должны стать управленцами.

В большинстве российских компаний сегодня отсутствуют свои корпоративные университеты (при этом не стоит забывать, что вообще это прерогатива крупного бизнеса). Обучение обычно идет не систематически. Т.е. сотрудники проходят какой-то курс в тот момент, когда им неожиданно начинают требоваться новые знания. Например, компания начинает работать с англоязычными клиентами и устраивает курсы для персонала по английскому языку. Конечно, нельзя сказать, что такой подход совсем не заслуживает права на существования, но относить его к какому-то серьезному, фундаментальному делу по управлению знаниями нельзя.

Особенность корпоративных университетов заключается в том, что знания получаются не для какого-то конкретного момента. Это крупная система, призванная постоянно обучать сотрудников. При этом корпоративные университеты могут быть двух видов:

- все обучение организовано силами самой компании. Возможно привлечение сторонних бизнес-тренеров;

- сотрудничество с классическим вузом, предоставляющим учебные материалы, преподавателей, место для занятий, если требуется;

Практика показывает, что чаще применяется первый подход. Впрочем, даже в таком случае периодически какие-то курсы ведут обычные преподаватели из академического мира. Важно то, чтобы компания в такой ситуации не забывала, для чего ей был основан корпоративный университет. В конце концов, передача знаний от одних сотрудников другим трудно осуществима, в том случае, если представители компании будут только обучаться, но не участвовать в процессе обучения.

Кто уже имеет свои университеты?

Тысячи компаний по всему миру могут сегодня похвастаться своим корпоративным университетом. Исторически считается, что первым таким заведением является Engineering and Management Institute, основанный в 1927 году General Motors. Уже к середине XX века свои университеты появились у Disney, General Electric, а затем и у McDonald’s. Вообще, университет последней, который носит имя Hamburger University, является самым известным в мире. А его филиалы расположены почти на всех континентах (ничего удивительного, если вспомнить про присутствие компании на мировой арене).

Настоящий бум начался уже в конце 80-х годов, когда корпоративные университеты стали расти по всему миру, как грибы. Пришли они и в Россию. В 90-е годы в нашей стране были открыты первые подобные заведения. Примечательно то, что они были основаны зарубежными компаниями, такими как Coca-Cola. Но уже в 1999 «Вымпелком» торжественно открыл свой университет «Билайн». Это была первая ласточка.

Надо сказать, что университет «Билайн» является достаточно интересным местом, показывающим, как вообще выглядят корпоративные университеты. Так, здесь есть конкуренция за место, которая одно время составляла три человека на 1 место в университете. Здесь проходят обычные лекции, которые ведут бизнес-тренеры и представители компании (в том числе и топ-менеджеры). Да, здесь присутствуют контрольные работы, а в конце обучения даже пишется диплом на какую-то узкоспециализированную тему. Сами занятия проходят обычно в офисе компании. Вечером. По крайней мере, так было раньше.

Конечно, пока российские университеты далеки от своих западных аналогов. Даже речи не может идти о том, что в одном из наших корпоративных вузов, как и у компании Motorola, изобретут революционную систему, вроде «6 сигма». Но, наверное, нам пока это и не надо.

Кроме «Вымпелком» в России есть корпоративные университеты и у многих других компаний, среди которых особенно стоит выделить «Ростелеком», «Ингосстрах», «Вимм-Билль-Данн», «Северсталь» и «Норильский никель». Все они, естественно, из когорты крупных компаний. Средний и малый бизнес пока не может позволить себе даже свои небольшие корпоративные университеты.

Если говорить про применение данных заведений, то особенно стоит отметить такой момент, что корпоративный университет не обязательно должен заниматься исключительно обслуживанием своей компании. Так, компания Motorola выделила свой корпоративный инструмент в отдельную бизнес-единицу. И теперь он занимается обучением других компаний, зарабатывая не самые маленькие деньги.

Последние тенденции

К чему идут корпоративные университеты? Ответ на этот вопрос очень прост – к виртуальности. Естественно, современный прогресс на руку этим заведениям, так как легко может сократить издержки на обучение сотрудников, перенеся его из обычных помещений в сеть интернет. Именно это и происходит последние годы. Аналитики в один голос утверждают, что остановить этот процесс вряд ли получится, так как вся система образования последнее время смотрит именно в сторону глобальной паутины.

Что же, интернет определенно сможет подарить новые возможности в плане структуризации знаний компании, обучения сотрудников. В конце концов, теперь они смогут обучаться в удобное для себя время, в домашней обстановке, из любой точки земного шара. Лишь бы был доступ к сети интернет.