Конечно, понятно, что CEO играет заметную роль в любой компании. Он ей нужен. Но не переоценивает ли современное общество роль CEO? Часто успех компании полностью приравнивают к заслугам CEO. Верно ли это? До сих пор не существует единого мнения по этому вопросу.

Только недавно в двух популярных американских журналах (Harvard Business Review и The Atlantic) вышли противоречивые статьи, одна из которых называлась «What Only CEO Can Do», а вторая «Do CEOs Matter?». Согласитесь, что их идеи совершенно противоположны (исходя из заголовков).

Собственно, в современном обществе присутствует настоящий культ лидера. Мы восхищаемся успешными предпринимателями и CEO. При этом многие журналы и интернет-сайты даже часто присваивают весь успех компаний последним. Конечно, иногда (очень редко) есть ситуации, которые не вызывают никаких сомнений. Например, Apple и Стив Джобс. Здесь заслуги CEO трудно переоценить. Но если подумать, то это скорее исключение, чем правило.

На блоге Макса Крайнова были приведены достаточно интересные сведения по поводу роста заработной платы руководителей в последние десятилетия. Оказывается, зарплата CEO в 1980 году превышала заработную плату самого низкооплачиваемого сотрудника в 42 раза. Через 10 лет эта разница увеличилась до 85 раз, а в 2000 году достигла отметки в 531 раз. По-моему, очевидно, что современное общество действительно считает руководителя ключевым звеном компании. А ведь это только заработная плата. Здесь не учитываются различные бонусы, такие как опционы на покупку акций, свой самолет, дом, машина и многое другое, что совершенно бесплатно предоставляется компанией своему руководителю. А ведь все та же статистика говорит, что в среднем CEO оказывает на компанию только 10%-ое влияние. Все остальные заслуги он никак не может приписывать себе. Есть масса других факторов, которые определяют успех компании:

- рынок. Если у компании есть потребители, то иногда нужно сделать совсем немного, чтобы они стали покупать продукт. Но если «голодной толпы» нет, то результат не гарантирован даже в случае работы по 20 часов в сутки 7 дней в неделю;

- конкуренты. Возможно, вашей компании просто не удастся завоевать место на рынке по той простой причине, что здесь уже царят конкуренты. Это может показаться абсурдом, но посмотрите на компанию Microsoft с ее гениальными руководителями. Музыкальный плеер Zune компании так и не смог завоевать хоть сколько-то значимой доли на рынке, несмотря на огромные средства, потраченные на рекламу продукта. Просто здесь уже давно властвует iPod;

- оказаться в нужном месте в нужное время. Иногда общество может быть просто еще не готово к вашему продукту. Так было с первым карманным компьютером, который представила компания Apple. Он вышел слишком рано. Тогда еще не было массового распространения интернета, а уж о мобильном соединении можно было только мечтать. В общем, Newton так и не нашел своего потребителя. Он вышел не в то время;

- попадание в тренд. В начале 90-х годов в России многие люди сумели создать свой собственный бизнес на волне. В своем блоге Олег Тиньков рассказывал, как продажи его первого магазина с первого же дня работы приносили ему огромные суммы. Он даже пошутил по этому поводу, что менеджерам приходилось шить мешки для денег. Он попал в тренд;

- бизнес-модель. Часто она определяет успех компании. И не нужно никаких харизматичных лидеров;

Это только некоторые моменты, реально оказывающие серьезное влияние на бизнес. Моменты, которые не подвластны даже самому успешному CEO. Конечно, он может что-то сделать по каждому из пунктов, но вряд ли ему удастся кардинально изменить ситуацию.

Современное общество переоценивает роль CEO в компании. Это можно даже увидеть по СМИ, которые могут одно время боготворить руководителя, а потом просто смешать его с грязью. Одно время он может быть провидцем, одним из лучших лидеров, а в другое уже просто слабым директором. Такая ситуация сложилась с Говардом Шульцем из Starbucks, которого одно время считали практически одним из лучших стратегов в современном бизнесе. А совсем недавно он был в списке разочарований Fortune. А ведь человек работает! Как и всегда. Просто изменилась ситуация. И оказалось, что зависит все не только от него.

Несомненно, CEO важен для компании. Но делать из него Бога глупо. Не только его решения приводят, как к процветанию, так и к застою в компании. Есть еще масса факторов, которые следует учитывать. В конце концов, это не спорт. А CEO – не звезда. Это такой же сотрудник, как и все остальные. (По мат-ам businessweek.com и fortune.com)