Пару лет назад профессор Уильям Дугган был сильно заинтригован, узнав, что в то время как наиболее распространенные английские слова появились, по крайней мере, в 15 или 16-ом веке, слово «стратегия» вошло в язык только в 1810 году. Он решил выяснить, почему. Оказалось, что в 1810 году, когда Наполеон Бонапарт был на вершине своей власти, в то же самое время Карл фон Клаузевиц начал работу над своим классическим трактатом о войне, в котором он пытался объяснить причины военных успехов Наполеона. «Фон Клаузевиц описывает нечто, как эссенцию стратегии, которую он называет «coup d’oeil»,  что по-французски означает «быстрый взгляд». И мне пришло в голову, что это сильно похоже на современное исследование относительно экспертной интуиции» - говорит Дугган.

Эта связь привела Дуггана к концепции, которую он называет стратегической интуицией - основа для понимания того, как великий стратег ставил и достигал цели. Он сформулировал идею в двух своих книгах: «Napoleon’s Glance» и «The Art of What Works» - обе были опубликованы в 2003 году. Поэтому, когда американская армия попросил его изучить значение стратегической интуиции для процедур планирования в армии, идея прошла полный круг - вернулась к истокам своего военного происхождения.

В книге «О войне», опубликованной в 1832 году, фон Клаузевиц указывает на то, что Наполеон, вместо преследования территориальных целей, искал возможности выиграть сражения. Наполеон, как прилежный ученик военной истории, стремился применить тактику успешных в прошлом генералов к новым ситуациям. Фон Клаузевиц описывает четыре элемента в подходе Наполеона к стратегии: (1) примеры из истории, (2) присутствие духа, (3) «coup d’oeil» или вспышка интуиции, (4) решительность двигаться вперед и преодолевать все препятствия.

Исследования относительно экспертной интуиции поддерживают идею о том, что в чрезвычайных ситуациях, люди принимают решения, основываясь на сочетании анализа прошлого опыта и интуиции. В 1990-х годах психолог Гарри Клейн изучал процессы принятия решений среди медсестер, пожарных, солдат на поле боя. Несмотря на то, что первоначально эти специалисты приписывали свой выбор интуиции, дальнейшие исследования показали, что на самом деле они быстро связывали между собой сложившуюся ситуацию и схожие ситуации, сохранившиеся в их памяти.

Последние исследования мозга представляют дополнительные доказательства того, что люди принимают решения на основе сочетания анализа и интуиции. В 2000 году группа нейробиологов получила Нобелевскую премию за новую модель мозга, названную «интеллектуальная память», которая опровергает предыдущую модель «левого/правого полушария мозга». «В сущности, с течением жизни Вы раскладываете вещи по полочкам вашего мозга» - говорит Дугган. «Ученые называют это парсингом; это - технический анализ. Ваш мозг постоянно сравнивает то, что он принимает с тем, что уже имеется, а когда находит связь - синтез - у Вас появляется интуиция».

Установив связь между фон Клаузевицем и современной наукой, Дугган определил общие идеи как стратегическая интуиция: «избирательная проекция элементов прошлого на будущее в новой комбинации, как план действий, который может и не соответствовать вашим предыдущим целям, и личное обязательство попутно проработать детали».

В прошлом году Дугган проанализировал основные процедуры в армейском руководстве по планированию, чтобы понять, насколько хорошо они соответствуют принципам стратегической интуиции. В итоговой публикации, «Coup d’Oeil: Стратегическая интуиция в армейском планировании», он отмечает, что руководство отражает устаревшее представление о человеческом разуме - идею о том, что анализ и интуиция занимают места в отдельных частях мозга и предназначены для различных ситуаций. В действительности, согласно новым исследованиям мозга, анализ и интуиция тесно переплетены во всех ситуациях.

Стратегическая интуиция описывает то, как возникают прорывные идеи во всех сферах человеческой деятельности: от бизнеса до политики и искусства. «Это может показаться противоположностью новации, но в практическом смысле – это то, как нововведение на самом деле происходит» - отмечает Дугган. «И даже в бизнесе это - старая идея - австрийский экономист Джозеф Шумпетер в сущности сказал это в 1940-х годах. Таким образом, это что-то, что мы открываем вновь снова и снова. Я отношу ее самое раннее происхождение к Тао Те Чингу, Древний Китай, 450 г. до н.э.».

На курсе, который Дугган ведет в Колумбийской школе бизнеса, программы «Executive MBA» и «Executive Education», он начинает знакомство со стратегической интуицией с известной фразы Томаса Эдисона: «Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Дугган добавляет: «То, о чем мы здесь говорим - вот один процент. Это только одна маленькая часть головоломки. Но если у Вас нет вдохновения, то Ваш пролитый пот - пустая трата времени».

После того, как вы разберетесь, как работает стратегическая интуиция, вы сможете определить возможности, выполнив описанные ниже шаги:

1. Примеры из истории

Если полочки вашего мозга хорошо укомплектованы, вы с большей вероятностью сможете установить важные связи. Наполеон и Паттон - два наиболее успешных из когда-либо живущих генералов - обладали энциклопедическими знаниями военной истории. «Они были известны не тем, что выбирали стратегическую цель: город, мост или форт, а тем, что лучше пускали в ход свои войска» - говорит Дугган. «Когда они понимали, что видят стратегическую ситуацию из прошлых битв, то воспроизводили битву или ее часть для победы над врагом. Они боролись в сражениях, они не завоевывали территорию. Но при этом побеждали врага».

2. Присутствие духа

Ключ к сохранению присутствия духа - ожидать самое неожиданное. Для того чтобы открыть свой разум  для «coup d’oeil», вы должны оставить ваши предвзятые мнения о том, какое может быть решение, или даже иногда о том, в чем состоит проблема. «Иногда люди не видят, что нужно делать, и это нормально» - говорит Дугган. «Они должны продолжать поиск, продолжать искать возможность. И если они будут подготовлены и сохранят присутствие духа, то увидят возможность, которая действительно может направить их в другом направлении, чем то, если бы они сначала пытались планировать, не представляя, как фактически выполнить план».

3. Вспышка интуиции

Coup d’oeil  - это не совершенно новая идея, а скорее новый способ объединения последних идей из разных источников. Например, Рэнсом Олдс был первым автомобилестроителем, который создал выпускаемый серийно автомобиль, используя стационарную сборочную линию, а Генри Форд практически полностью скопировал и дизайн, и производственный процесс автомобиля. Тогда во время посещения чикагских скотных дворов, где туши были подвешены к поручням и перемещались от станции до станции, на Форда нашло вдохновение - так появился на свет сборочный конвейер.

«Coup d’oeil» может показать вам, как достичь цели, но также может и изменить вашу цель – идея, с которой многим людям трудно согласиться. Стратегическое планирование, как правило, говорит - во-первых, необходимо определить, что является вашей целью? Это поможет вам планировать. Но при этом не учитывается то, какая она – ваша цель? Между тем, стратегическая интуиция предлагает способ ответить на вопрос: «Что является хорошей целью?». А хорошая цель - та, у которой несколько способов достижения, основанных на некоторой комбинации прошлых идей.

4. Решительность

Решительность в данном контексте подразумевает более чем просто стремление достичь своих целей. Она включает в себя элемент гибкости - готовность двигаться вперед без детального плана и изменить курс в том случае, если представится лучшая возможность. Во время первой кампании Наполеона его люди значительно уступали в численности итальянским и австрийским войскам. Но поскольку ситуация напоминала события, происходящие в ходе кампании Фридриха Великого 50-ю годами ранее, у Наполеона возникла идея, направить свои войском между итальянской и австрийской армиями и сразиться с каждой из них в отдельности.

«У него была общая цель, а не детальный план, и он направлял свои войска и действительно побеждал каждую в свою очередь вражескую армию в ряде сражений. Он не имел заранее представления о том, где будут проходить битвы, но когда они начинались, он видел там возможность. Таким образом, стратегическая интуиция не выступает против установки цели, а только задает вопрос – «Откуда происходит ваша цель?». И затем говорит, что ваша цель настолько детализирована, насколько Вы видите, и что Вы дополняете детали в силу ваших способностей» - объясняет Дугган.

На своем курсе Дугган предлагает участникам составить карту всех своих целей и всех видимых на данный момент возможностей достижения той или иной цели. «Идея иметь несколько возможных направлений является более реалистичной и предоставляет гораздо больший выбор» - считает Дугган. (по материалам portfolio.com)